Главная страница » Димаш Кудайберген: Самалтау – песня народного протеста

Димаш Кудайберген: Самалтау – песня народного протеста

Димаш Кудайберген: Самалтау – песня народного протеста
Димаш Кудайберген поет казахские народные песни, открывая всему миру историю и музыку своего народа. Придание им второй жизни включением в репертуар говорит о патриотизме Димаша, его любви к родине. Народная песня, воплотившая душевную силу и слезы казахского народа, исполненная певцом – Самалтау.

Димаш Кудайберген  впервые в своем выступлении исполнил трогающую душу композицию              «Самалтау» на закрытии международного кинофестиваля  «Шелковый путь» 20 октября 2019 года в китайском городе Фучжоу. Китайская публика была поражена не только проникновенным исполнением Димаша, но также инструментальной  аранжировкой «Самалтау»

«Самалтау» в исполнении Димаша Кудайбергена

Композиция со вступлением, исполненным музыкантами на народных инструментах Кобызах, создающих тревожную атмосферу –  с тоскливым воем собак, криками птиц и шумом ковыля  бескрайней степи переносит  воображение в далекую трагическую историю.

Димашем представлена нам не просто песня, а целое эпическое полотно. Слушая мощный голос певца, зрительно представляешь степные дали  до самого горизонта, чувствуешь душевную боль и тоску, какая бывает только от расставания с чем-то дорогим, бесконечно любимым. А какой феноменальный голос! Кажется, что он звучит прямо из самого сердца, завораживая красивым тембром.

Прекрасно об исполнении  «Самал Тау» написала соотечественница Димаша.

Сауле Исабекова:«Димаш исполнил в сокращенном варианте. Можно послушать эту песню в исполнении Арая, он спел ее на том же китайском конкурсе, но на несколько лет раньше Димаша. Оба спели ее по своему, и здорово в обоих вариантах. И каждый раз слушая эту песню, наворачиваются слезы и щемит в груди. Звуки кобыза, это что то на генном уровне, душа начинает трепетать и петь в унисон».

В Казахстане, кроме Димаша Кудайбергена «Самалтау» исполняют много әнші (певец)  народных песен. Певец Ерлан Толеутай заинтересовался  историей и той местностью, о которой говорит название – Самалтау.

Певец Ерлан Тоулетай
Певец -исследователь песни "Самалтау
"

Автора песни при участии исследователей народного творчества найти не удалось, она так и осталась народной. По предположению  Ерлана Толеултая, автор покинувший родину не смог вернуться обратно, а название местности уже давно забыто.

История создания «Самалтау»

Истории, о которой поется в «Самалтау» уже немногим более 100 лет. Тогда  в июне 1916 года был издан императорский указ про мобилизацию на работы в тылу во время Первой мировой войны до 400 тысяч «инородцев» – мужчин от 19 до 43 лет из Астраханской губернии, Сибири и Центральной Азии. Несколько регионов Казахстана охватило народное восстание, которое было жестоко подавлено царскими  карателями. Были заключены по тюрьмам и казнены десятки тысяч человек, несколько сотен тысяч людей скрылось за границей страны. Восстание на казахской земле длилось до тех пор, пока царь Николай Второй не отрекся от престола в 1917 году.

Восстание Самалтау

Тогда и появились песни и кюи, выражавшие народный протест во времена бурных событий 1916 года. По утверждению музыковеда Жаркына Шакерима  «Самалтау»  пронизана трагической атмосферой того времени, когда люди не понимают почему они должны покидать свою родину. Автором – казахским джигитом рассказывается, как отряд мобилизованных мужчин пешком движется на военную повинность, оставляя позади родной Самал Тау, где остались родители без кормильца.По тексту «Самалтау» вычислили возраст автора, рожденного в год Коровы – немногим более двух мушель. Поэтому считается, что мужчине было 28 лет.

Самалтау песня

Исследователи казахского фольклора, причиной забвения песенного творчества и кюев о восстании 1916 года видят в политических условиях, сложившихся после Октябрьской революции 1917 года. Много людей тогда возвратилось на Родину, но уже для того, чтобы в гражданскую войну  разделиться на красных и белых и убивать друг друга за идею равенства, братства и счастья. Тогда распространялись агитационные песни за власть Советов, около 200 песен о народном восстании были положены в архив и постепенно забывались.

Певец Ерлан Тоулеутай считает, что в те годы у казахского песенного творчества была утеряна напевность и красота, которые стали возрождаться только сейчас.

Реакции на «Самалтау»

Несмотря на то, что народная песня «Самалтау» исполнена Димашем несколько месяцев назад, она затронула сердца людей разных стран, разместивших на каналах Ютуба свои реакции на нее. Обзор зарубежных реакций проводит Виктория Смирнова

Прослушавшие песню иностранцы, даже не зная слов, говорят, что голос Димаша вводит их в транс, а вступление к песне неизвестными зарубежным слушателям народными музыкальными инструментами просто поражает. Им не знаком национальный музыкальный инструмент Кобыз, который использован в сопровождении песни Димаша.Отмечая несложную здесь вокальную технику без виртуозных переходов, подчеркивают необыкновенную силу и красоту голоса.

Реакцию  блогера Батя Тестит смотрите по ссылке:

Для понимания содержания композиции даем ее построчный перевод

«Самал тау» (Ветряные горы)

Самал тау, родной мой край, необъятное море

Что за дни меня ожидают в солдатах

Вспоминаешься вновь и вновь

Родная земля, где был рожден и вырос

Не верхом я, иду пешком

Даже медленнее чем пешие

За пятнадцать дней похода

Приближаюсь в сторону Омска

Я в возрасте двух циклов, года коровы

По воле судьбы ушел в дальний край

Самал тау, родные земли остались позади

Мы как косяк лошадей, оторвавшийся от родных земель

Мои мать и отец,

Они — старики преклонных лет...

Эту песню сложили

Несчастья 16-го года

Самал тау, родной мой край, необъятное море

Что за дни меня ожидают в солдатах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *